Врамках нашего проекта "Иман и я" мы встретились с психологом Хавой Шайдуллиной и подняли тему о преимуществах, которые Аллах дарует одним людям над другими. Что об этом говорит Коран? Что в практическом плане может сделать человек, чтобы Всевышний раскрыл в нем преимущества и как их можно расходовать на пути Аллаха. Но самое главное, каким образом наши поступки, влияют на постоянные и переменные успехи в нашей жизни.
Рузана Хуснутдинова: Давай проанализируем, если Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей (2:286), то становится очевидно, что дарованные человеку силы тоже не одинаковы. Тогда за счет чего Аллах увеличивает человеку силы и дает преимущество одним людям над другими?
Хава Шайдуллина: Я бы взяла за основу первые 5 аятов суры Аль-Бакара. Недавно я решила подробнее разобрать их тафсир и сделала несколько открытий для себя, там говорится: «Поистине, Коран является руководством для богобоязненных» далее Аллах раскрывает, кто же относится к категории богобоязненных, это те, кто верит в скрытое, выстаивает молитву и те, кто расходуют из того, чем наделил их Всевышний. Аллах подчеркивает, что все, что имеет человек, будь то знание, статус, дети, машины, это не его собственность. Когда человек признает, что все вышеперечисленные блага принадлежат Аллаху, тогда все встает на свои места.
Рузана: Согласна, в Коране часто об этом упоминается, вспомнить, к примеру, суру «Пещера» и притчу о двух обладателях виноградных садов, где один из них все теряет, от нежелания признать милость Аллаха и быть благодарным. Именно, поэтому когда ты делишься своими идеями и планами, я говорю: «Хава-это не ты, это Аллах», я и себе это стараюсь напоминать.
Хава: Безусловно, первое - это признание того, что все наши блага принадлежат Аллаху, а второе-это то, чем говорит Аллах мы вас наделили, очевидно, что речь как раз идет о преимуществах и потенциале, который Всевышний закладывает в нас. И третье, это расходование, ведь многие полагают, что это про деньги и благотворительность, не совсем так, если мы берем расширенный тафсир аята мы понимаем, что Аллах говорит, из всего(!), чем наделили. Аллах ведь не только богатство дарует, это могут быть и знания, и способности к тем или иным наукам, и дети. Вот, например, как человек может расходовать детьми?
Рузана: Я думаю воспитанием в рамках Шариата.
Хава: Верно, т.е. направить во благо Умме. Если у меня есть определенный талант, я обязана расходовать его на пути Аллаха. К примеру, ты умеешь четко формулировать вопросы и этот талант, ты должна расходовать на пути Аллаха. Всем благом нужно уметь делиться, не важно, к какой области это относится. Это и есть третий критерий богобоязненного человека, а далее нам аяты раскрывают, что такие люди держатся прямого пути и они из числа достигших успеха. Когда мы постоянно отдаем, мы действительно получаем успех. Очень часто об этом говорят психологи, чтобы человек получил больше, ему и вложиться нужно больше, в людей и общество. Мы всегда взамен получаем бонусы.
Рузана: С другой стороны Аллах нам говорит, что наши стремления различны (92:4). Получается, что распределение сил и раскрытие преимуществ от Всевышнего, напрямую зависит от наших стремлений?
Хава: Это больше про Ният (намерение). Когда мы ставим какую-либо цель, ради довольства Всевышнего, Аллах обязательно отправит ресурсы, которые бы нам помогли их достичь. Аллах не только открывает нам возможности и помогает в моральном и финансовом плане, но и закладывает в нас те или иные таланты и способности, для того чтобы реализовать наш Ният. Поэтому всегда очень важно ставить перед собой большие цели.
Рузана: Но ведь намерение, это все же не поступки и награда за них полагается разная. Бывает так, что Аллах спустя долгие годы раскрывает в человеке невероятные таланты, возьмем, к примеру, писателей, которые начинают свою деятельность в 40 лет.
Хава: С точки зрения психологии, есть люди, которые только со временем раскрывают в себе потенциал, а есть те, кто изначально познал себя и свои способности. Это зависит от того, какие в основе развития личности лежат ресурсы, а базой для всех ресурсов является надежная привязанность. Когда человек обретает надежную опору, у него появляется почва для роста. Например, люди, которые пришли в Ислам, отмечают, что благодаря религии они обретают и чувствуют силы и стимул, чтобы расти и развиваться. Кто-то после замужества начинает развиваться, и такие случаи бывают. А есть те, кто с самого детства находится в процессе развития, это, как правило, связано с благоприятными отношениями между родителями и детьми.
Рузана: А как же предопределение? Вот представь, человек жил 35 лет и даже не подозревал, что мог быть отличным промышленником, а потом, сложились некие обстоятельства, Аллах так предопределил, что в какой-то момент у него появились ресурсы, способные раскрыть в нем этот талант.
Хава: Да, Аллах предопределяет, но при этом есть разные причины. Например, Аллах предопределяет, когда родиться ребенок, но причины его возникновения могут быть разными. Бывает так, что пара долгое время живет вместе и не может завести ребенка и в какой-то момент Всевышний дарует им его. А что послужило возможностью выносить ребенка? То же самое про потенциал человека. Аллах предопределил человеку в 35 лет раскрыть в себе способности.
Рузана: Тогда не лучшая ли причина благие поступки? Давай рассмотрим еще один аят по нашей теме из суры «Украшения», там сказано: «Мы разделили среди них их пропитания в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в обслуживание». (43:32) Этот аят больше о предопределении или о возможностях, которые человек может получить от Всевышнего.
Хава: Очень часто люди думают, что потенциал к развитию личности это всегда лидерские качества. Но не каждый лидер является человеком, который раскрылся. Порой, людям бывает комфортнее работать под кем-то, чем заниматься организационными и управленческими вопросами. Возьмем, к примеру, меня, я чувствую, что заниматься организационными моментами не мое, хотя при этом являюсь основателем центра «Хакима». Я очень рада, что сестра мне помогает в этих делах, а тем временем я могу заниматься научной деятельностью: изучать психологию, составлять курсы, программы, давать лекции, это и есть то, в чем я раскрываюсь.
Рузана: Это все-таки история про кадар или история о том, что человек может работать над собой и с опытом раскрыть свои преимущества?
Хава: Аллах в Коране говорит: «Мы возвеличиваем одного над другими». Это не значит, что это предопределение, это значит, что Всевышний просто возвышает одного над другим. Это процесс. И тому доказательством является 26 аят в суре «Семейство Имрана»: Скажи: "О Боже, царь царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимешь власть, у кого пожелаешь, и возвеличиваешь, кого желаешь, и унижаешь, кого желаешь. В Твоей руке – благо, Ты ведь над каждой вещью мощен! И Аллах велел делать это дуа Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Его также нужно делать тем, кто почувствовал себя ущемленным.
Рузана: Значит, работать над собой - это процесс, благодаря которому у человека есть все шансы, на то, что Аллах раскроет в нем преимущества.
Хава: Да, конечно. Преимущества ведь не обязательно должны быть в командовании над другими. Преимущества могут быть и в подчинении, т.е. способность схватывать все на лету и идеально выполнять задания. Такие люди становятся незаменимыми.
Рузана: С точки зрения психологии, что может сделать человек, чтобы Аллах раскрыл в нем преимущества и потенциал?
Хава: Когда у человека появляется надежная привязанность, у него идет развитие личности. Вспомним пирамиду потребностей Маслоу. Где описываются физические потребности, потребность в безопасности, и в самореализации. Почему именно пирамида? Потому что пока базовые потребности не реализуются, выше потребности не раскрываются. Сейчас психологи говорят о том, что самая базовая потребность, еще до физической потребности является потребность к привязанности. И когда эта потребность реализуется, тогда раскрываться все остальное. Как здесь Ислам может помочь человеку раскрыться? Если мы правильно выстраиваем отношения со Всевышним, то и Всевышний становится нашей базовой привязанностью. То есть в Нем мы видим главную опору, поддержку, защиту и ориентир, который дает нам руководство и направляет в нужное русло. В этом отношении с Всевышним человек видит не только того, кто наказывает и что-то требует, а того, кто является ресурсом, который оберегает, защищает, отвечает на наши молитвы. Если есть любовь к Аллаху, и она взаимно чувствуется, то это чувство окрыляет человека и раскрывает его потенциал.
Рузана: А если человек не чувствует крепкой связи со Всевышним. Как укрепить это в практическом плане?
Хава: Над отношением между Аллахом нужно работать. Первое - нужно вкладываться в отношения. Например, если говорить про отношения с детьми, с мужем, то мы же не ждем, пока муж меня полюбит, пока дети начтут слушаться, мы думаем о том, что мы можем вложить в эти отношения, чтобы получить взаимную отдачу. И в отношениях с Аллахом тоже нужно делать шаги. В хадисе «аль-Кудси» Аллах говорит: «Если Мой раб сделает ко Мне шаг, то Я сделаю к нему десять шагов. Если Мой раб пойдет ко Мне пешим, то Я побегу к нему навстречу». То есть исходя из этого понятно, что первый шаг должен делать сам человек. Отношения с Всевышним очень важны, нужно вкладываться, прежде чем получить от Него ресурс, необходима отдача от человека.
Рузана: Что конкретно можно сделать для этого? Какие практические советы можешь дать, основываясь на религию и психологию?
Хава: Первое - это дуа, самая лучшая причина, которую человек создает, это просьба. Дуа – это не только, когда мы просим у Аллаха результата, это является своего рода причиной, для того, чтобы прийти к результату. Когда мы просим у Аллаха любви, мы актуализируем потребность в этих отношениях. Одним из прекрасных дуа Пророка (мир ему и благословение Аллаха) является просьба о любви: «О Аллах, по истине я прошу твоей любви, и любви тех, кто любит Тебя из числа Твоих праведных рабов и те деяния, которые приблизят меня к Твоей любви». Второе – это больше узнавать об Аллахе. Третий – это понимание, что благодаря Ему, происходит реализации наших потребностей. Всевышний и так дарует нам пропитание, защищает нас, отвечает на наши мольбы, но не каждый при этом испытывает взамен любовь. Потому что не каждый человек благодарит за них и понимает, что эти блага действительно дает Всевышний. Когда человек начинает осознавать блага Аллаха и проявлять чувство благодарности, то вместе с благодарностью возникает чувство любви. И четвертое – это благие дела на пути к Аллаху.
В одном хадисе говориться «Из всех деяний, с которыми ко мне приближается мой раб, самым великим является то, что я вменил ему в обязательство. Но когда Мой раб начинает делать дополнительные дела, то я начинаю его любить. И если я полюблю кого-то, то стану его зрением, которым он видит, я стану слухом, которым он слышит. Ногами, которыми он ходит, руками, которыми он делает. И если мой любимый раб что-либо попросит у меня, то я ему сразу отвечу».
Почему люди порой не задумываются об отношениях с Аллахом, потому что у них в голове стоит некая галочка «Аллах же всех любит». Нет такого, что Аллах всех любит, по умолчанию Аллах ко всем милостив. Когда мы начинаем укреплять отношения с Всевышним: делать шаги по отношению к Нему, благодарить Его и увеличивать свои дополнительные поклонения мы начинаем видеть Его блага и получать ресурсы, которые помогают нам в развитие личности. И тогда следующим вопросом встает «А что я буду делать с этим потенциалом?»
Рузана: Я думаю в этот момент самое время вспомнить про пророка Юнуса (мир ему), в котором был мощный потенциал. Он понимал, что у него есть определенные обязанности перед Аллахом, но он решил, что не справится с ними, опустил руки и сбежал в море, за что Всевышний поймал его, выбросив за борт, где его проглотил кит.
Хава: Есть очень хороший пример, который говорится в Коране о Сулеймане (мир ему). Когда Аллах даровал Сулейману (мир ему) способность разговаривать с животными, он не сказал « Альхамдулиллах!», - он сказал «Это Аллах меня испытывает, проверяет, буду ли я благодарен за это благо». Он не сразу обрадовался, он задумался, что он будет с ним делать и куда он направит свою способность. Потенциал – это всегда ответственность и когда нас Аллах чем-либо наделяет, то мы должны благодарить за это и этим расходовать правильно.
Рузана: В суре «Ночь» Аллах дает понять, что в зависимости от наших стремлений и поступков, Он облегчает путь как к легчайшему (к праведным делам) так и к тягчайшему». Для каждого из нас важно понять, все ли мы делаем правильно, нет ли иллюзий благих поступков.
Хава: Шайтан очень часто обольщает людей. Если у человека нет знаний, то он может считать благим делом греховное и Аллах ему будет это облегчать. Поэтому Аллах в Коране говорит: «Поистине Аллаха надлежащим образом боятся ученые». Важно всегда в своих действиях руководствоваться знаниями.
Рузана: Хава, поделись своим опытом, бывало ли такое, что ты общаешься с человеком и чувствуешь, что в этом человеке есть определенные преимущества, и он сможет идти вперед с благословения Всевышнего?
Хава: Из своего опыта психологического консультирования могу сказать, что работа психологов в первую очередь связана с травмами, с личностными проблемами и главная наша задача найти в человеке ресурс, с помощью которого он смог бы выбраться. Мы не только указываем на направление, в котором человек мог бы двигаться, но также и указываем ему на ресурс, благодаря которому он смог бы пережить ту или иную боль. Почему в человеке остаются травмы? Потому что в тот момент не было достаточного количества ресурсов, чтобы соприкоснуться с этой болью и поэтому она как нарыв замедленного действия, просто закрылась и осталась внутри. И когда начинаешь прорабатывать эти травмы, этот нарыв открывается и без поддержки она может заразить самого человека. Необходимо найти в человеке тот ресурс, который смог бы пережить те эмоции, которые тогда остались внутри. Преимущество я видела тогда, когда в человеке были ресурсы именно в отношении с Всевышним и связи с этим его все травмы быстро заживали.
Рузана: В завершении нашей встречи, хотела напомнить тебе аят из суры «Женщины», в котором говорится «Не желайте того, чем Аллах дал вам одним преимущество перед другими...». Получается эта разность в преимуществах и есть некое испытание для нас всех?
Хава: Всевышний открывает кому-то дорогу, кому-то нет. Но вместе с тем, когда Он дает преимущества, он дает и те задачи, которые необходимо решить человеку. Богатому не просто дается богатство, перед ним так же ставится задача правильно суметь все распределить. Любое благо - это, прежде всего, испытание и нужно быть готовым нести за это ответственность.
Рузана: Как ты считаешь, в чем Аллах дал тебе преимущество, в чем заключается твое испытание?
Хава: Мое преимущество - способность быстро получать и усваивать знания. Мое испытание заключается в том, что я в принципе могла сидеть дома и заниматься только детьми и бытом, но я понимаю, что Аллах дал мне огромный потенциал и я должна его реализовать во благо Уммы, ради Всевышнего.
Интервью Рузана Хуснутдинова
Текст редактировал Рустам Валиуллин
Корректор Эльвира Маликова
Фото Эльвира Маликова