IMG 1687meski42232 1

 Мечеть построена по проекту заслуженного архитектора РТ Билялова Р. В. (соавтор-архитектор Султанов М.М.) , разработанному в 1999 году, под руководством Шамиля Исхакова. Располагается на открытом участке среди современной застройки на пересечении проспекта Амирхана и улицы Чистопольской. Тип деревянной, одноэтажной с цокольным и мансардным этажами, двухзальной мечети с минаретом над входом. Мечеть включает анфиладно связанные два молельных зала и вестибюль. Вход в мечеть с северной стороны акцентирован крыльцом с массивной пятигранной ломаной крышей на четырех резных колоннах. В вестибюле справа от тамбура расположена трехмаршевая лестница, а слева - служебное помещение. Вестибюль и залы анфиладно связаны тремя дверными проемами. В основной зал открыта прямоугольная ниша михраба. Выступ михраба на южном фасаде покрыт трехскатной ломаной крышей и увенчан шатром с полумесяцем. В кирпичный цокольный этаж можно спуститься по лестнице из вестибюля или по наружной лестнице на западном фасаде. В планировке цокольный этаж практически повторяет основной. Вход в минарет - из холла мансардного этажа. Винтовая лестница в стволе минарета ведет на световой фонарь азанчи и круговой балкон с резным ограждением. Современное мусульманское культовое сооружение с традиционным объемно-планировочным решением, дополненным помещениями в мансардном этаже, в фольклорном стиле.

Адрес: ул. Ф.Амирхана 3

Телефон: (843) 523-14-95

В возрасте 86 лет скончался имам мечети «Казан нуры» Шамиль Исхаков - отец руководителя Казани (с 1989 по 2005 годы) Камиля Исхакова. Шамиль абый сам руководил строительством своей будущей мечети - той самой, что стоит на перекрестке улиц Чистопольская и Амирхана. Мечеть эта удивительно красива: торжественный многогранник минарета, высокое крыльцо с изящными колоннами, резными дверьми и пятигранной крышей, михраб венчает шатёр с полумесяцем… Здесь, после полуденного намаза, и перестало биться сердце хазрата.

ОН УСПЕВАЛ ОЧЕНЬ МНОГО

Главный имам мечети «Казан нуры» («Луч Казани») Шамиль Исхаковбыл человеком очень деятельным. Спокойный и неторопливый - как в делах, так и в разговорах - он успевал очень много. Он и мечеть «Казан нуры» (открылась в 1999 году) построил всего за год и три месяца. «Нет, не своими руками, конечно, – руководил только», - рассказывал он в 2008 году, когда автору этих строк удалось побеседовать с ним, взять интервью для газеты «Татарский мир».

– Быстрота из–за чего? Из–за дерева, - пояснял тогда Шамиль абы. - Когда мечеть из дерева строишь, внутренняя отделка не нужна. Дерево, оно и без нее смотрится хорошо. Деревянные строения – самые лучшие. И воздух в них всегда особый, свежий, полезный. Вот теперь медресе стали строить, тоже из дерева. Но сначала требовалось землю получить. Когда сын был мэром Казани, он мне землю под медресе не давал…

– Почему?!

– А зачем, говорит, тебе это надо? Ну, годы же… Вот Камиль и не хотел, чтобы я занимался еще и стройкой…

…Впрочем, когда Камиль Исхаков в ноябре 2005-го ушел на повышение - он тогда был назначен полномочным представителем президента РФ в Дальневосточном федеральном округе - город все-таки выделил мечети землю под медресе. И Шамиль абый продолжил строительство - взялся за возведение медресе. Контролировал, как поднимают сруб, ставят подоконники и резные наличники, искал кровельщиков, выбирал металл для крыши («удалось купить его дешево – не за 208 тысяч, как сначала нам предлагали, а за 108 тысяч рублей»)… Порой привозил с рынка (сам за рулем «Нивы») провода, стройматериалы. Каждый день, и не один раз, заходил в медресе, смотрел, как движется стройка: «Без надзора ничего не делается. Доверяй, но проверяй»…

Здание медресе – копия мечети. «Только немного больше по размерам, - рассказывал Шамиль хазрат. - Мечеть от стены до выступа михраба на южном фасаде – 20 метров, ширина – 9 метров. А в медресе общая длина – 18 метров, зато ширина – 12, 70. Почти квадрат»...

Почему решили построить медресе, Шамиль абы объяснил так: «Немало молодежи учиться хотят, духовное образование получить. Это и заставило задуматься о строительстве медресе»...

РОДИЛСЯ В СЕМЬЕ МУЛЛЫ

Шамиль абый рассказал, как пришел в религию:

– Я же родился в семье муллы – в Атнинском районе, в деревне Епанчино. В детстве, в седьмом классе, мечтал стать летчиком. Но в аэроклуб меня по состоянию здоровья не приняли.

За многое благодарю маму. Она, как мне восемь лет исполнилось, всегда в месяц Уразы будила меня на ночную трапезу. Младше меня на три года сестренка была – и она просыпалась. А с десяти лет я уже читал намаз.

МНОГОЕ ПОТЕРЯНО

– Вы, наверное, очень обрадовались, когда общество снова повернулось лицом к религии?

– Многое потеряно. Вот приходят порой к нам в мечеть, садака приносят и говорят: не знаю татарского языка, можно по-русски? Я сразу спрашиваю: а кто у вас родители? – Татары. – Почему тогда не владеете татарским языком? – А мы в семье разговаривали по-русски…

Был я у одного молодого человека на новоселье. Коран прочитал. Мужчина говорит: надо сыну имя дать. Я спрашиваю: какое имя выбрал? – Марсель. – Дорогой мой, говорю, не обижайся, но ты езжай во Францию и, пожалуйста, там называй сына Марселем. Он со мной не согласился: это, дескать, татарское имя. Я пригласил его в мечеть, дал ему книгу татарских имен, в Санкт–Петербурге она вышла: смотри сам. Он там искал–искал имя Марсель – не нашел. Нос повесил и уехал.

Я ВЛАСТИ КРИТИКОВАТЬ НЕ ИМЕЮ ПРАВА

–Шамиль абый, какие проблемы в нашей республике и в нашей стране вы считаете главными?

– Вот так вопрос! Может, его лучше президентам задать – нашей республики и России? Но про одну большую и больную проблему скажу – воспитание молодежи. Проблему эту, как я считаю, можно решить только при согласованности действий семьи, школы и государства. Нельзя, чтобы школа вела человека в одном направлении, а семья тянула в другую сторону. Ничего хорошего из этого не получится. Еще надо, чтобы семья свою ответственность чувствовала за детей. Разве сегодня это так? Я власти критиковать не имею права. Но посмотрите даже официальную статистику: когда, при каком строе у нас в стране было столько сирот при живых родителях?! А сейчас их, к сожалению, очень много. И мы не можем пресечь алкоголизм, не можем пресечь наркоманию, не можем пресечь проституцию, не можем пресечь преступность...

– Религия может как-то повлиять, смягчить нравы?

– Религия может подействовать – если человек верующий. А вообще это дело общее, как я уже сказал, – и государства, и семьи, и школы. Когда я юношей был, в любое время суток спокойно можно было идти по Казани. В два часа ночи, в три часа, утром в пять часов... В любое время! А сейчас город после девяти, после полдесятого как вымирает. В центре жизнь какая–то остается, но это в центре только. А на окраинах – никакого движения.

Елена Чернобровкина

1 1 1 1 1 [10 Голоса (ов)]